Часы средних веков
Античное наследство — юлианский календарь, солнечные и водяные часы - перешло к европейцам. В ранний период средневековья в Западной Европе не знали других часов, кроме солнечных и водяных; притом вторые были менее распространены, чем первые. Примерно в XIII в. появляются песочные часы, которые (начиная с XIV столетия и позже) в странах Западной Европы получают значительное распространение, иногда взамен
водяных часов.
Поэтому ранний период средневековья не только ничего нового не принес Западной Европе, но даже многое из наследия прошлого было потеряно. По справедливому утверждению И. А. Гейберга, «Запад получил только тощее научное наследие римлян, да и распоряжался им лишь в той мере, в какой позволяло ему варварство и церковь».
Но даже в эпоху упадка Римской империи имелись отдельные попытки возродить интерес к западно-римской культуре.
Такова была в Италии эпоха царствования Теодориха—короля остготов. Последний в какой-то мере был знаком с римской наукой и культурой. Он приближал к себе просвещенных людей, таких, как философ Боэций, историк сенатор Кассиодор и др.
При нем сохранилось и искусство создания солнечных и водяных часов. По просьбе бургундского короля Гунди бальда Теодорих посылает ему водяные и солнечные часы. По этому поводу Теодорих писал: «Часто малыми вещами можно достигнуть большего, чем значительными богатствами.
Бургундский государь настоятельно просил нас прислать орологии (часы.— В. П.), размеряемые течением водяной струи, а также другие, отсчитывающие время под светом Солнца. Он просил одновременно прислать мастеров этого дела».
Чтобы установить добрососедские отношения, Теодорих посылает Гундибальду в качестве подарка солнечные и водяные часы, а также часовщиков, т, е. все то, что тот просил у него.
Вместе с этими подарками было ему послано письмо, написанное рукой секретаря Теодориха Кассиодора, где содержались следующие рассуждения и пожелания: «Смутно проходит,— писалось там,— круговорот жизни, если неизвестно точное средство ее расчленения.
Также читайте: 1 // 2 // 3 // 4 // 5