Износ деталей

Сильному износу подвергаются трибы, у которых число зубцов меньше числа зубцов колеса в 6—8 раз. Доказано, что в результате износа зубцов происходит неравномерная передача движения, изменяется удельное давление в опорах, из-за чего нарушается ход часов.

Погрешности в профиле зацеплений вызывают увеличение трения и ускоренный износ колес. Для правильной работы колесной передачи необходимо свести трение и износ в ней к возможному минимуму и добиться, чтобы они были постоянны по величине.

Достигается это снижением удельного давления осей колес, тщательной обработкой трущихся рабочих поверхностей, снижением коэффициента трения зубцов колес, повышением качества смазки.

Установлению законов трения стал в XV в. уделять большое внимание Леонардо да Винчи; его работы в 1699 г. продолжил французский инженер Амантон. Наблюдения последнего в 1771 г. подтвердил Кулон.

Он провел четкое различие между статическим трением — силой, необходимой для возникновения начального скольжения, и кинетическим — силой, необходимой для поддержания скольжения.

В 1886 г. Осборн Рейнольде впервые исследовал трущиеся смазанные поверхности. Он доказал, что сопротивление при движении определяется гидродинамическими свойствами смазочного материала, разделяющего поверхности.

В этом случае трение небольшое и теоретически износ отсутствует, но смазочная жидкость растекается и соприкасающиеся поверхности разделены только ее тонким слоем.

Трение и износ в этом случае меньше, чем при отсутствии смазки, но значительно больше, чем при полной изоляции поверхностей гидродинамическими пленками.

Систематическое исследование смазки было начато в 1920 г. Вильямом Гарди.

При подборе масел для часовых механизмов и для обоснования технических требований к маслам имело большое значение установление предела, за который не должна выходить их вязкость при низких температурах.