Исследования в России

Первым, кто попытался исследовать в России влияние опережения ритма смены дня и ночи на здоровье людей, был, насколько известно СПб-комитету, В. А. Доскин, опубликовавший результаты своей работы в статье «Гигиенический анализ различных режимных ситуаций в связи с новым порядком исчисления времени на территории Советского Союза» (журн. «Гигиена и санитария». 1981. № 10). Эта статья с тех пор являлась единственным аргументом чиновников от медицины в пользу сохранения в России летнего сдвига стрелок часов на час вперед относительно декретного времени, по которому СССР жил с 1930 до 1981 г.

Единичный эксперимент В. А. Доскина был проведен им с ограниченным кругом подростков-спортсменов (72 чел.) в возрасте от 11 до 17 лет в спортивном лагере, в течение всего трех дней. Целью эксперимента было определение влияния одночасового сдвига времени сна на функциональное состояние организма подростков. Экспериментальный режим заключался в отходе ко сну на час раньше обычного (в 22 часа по декретному времени) и в более раннем подъеме, также на час раньше обычного (в 7.30). В. А. Доскин сделал вывод, что «адаптация к сдвигу суточного распорядка дня на 1 час завершается через 1—2 дня, а при соответствующей подготовке проходит в более благоприятной форме и в самые короткие сроки».

На что здесь нельзя не обратить внимание? Эксперимент продолжался только трое суток и проводился без предварительного, в течение 5— 7 суток, измерения соответствующих физиологических параметров, что в целом уже не отвечало апробированной методике хронобиологических исследований. Не было проверки влияния трансформации временной среды и на малолетних детей, чей растущий организм наиболее подвержен таким влияниям.

Выводы В. А. Доскина легли в основу введения с 1981 г. в СССР декретно-летнего времени, опережающего поясное летом на 2 часа. Этому способствовали и продолжавшиеся односторонние публикации в газетах об огромной экономии электроэнергии за счет сдвига стрелок часов на лето — экономии в 30—40 млн рублей. Однако звучали и критические возражения ряда медиков и других специалистов — тех, кто заботился о здоровье детей. Например, известный геодезист профессор Л. Келль заметил, что «не все ведь можно мерить киловатт-часами, рублями» и что, кроме экономии электроэнергии, нужно учесть и другие факторы, например, производительность труда...